26.Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания известного лингвиста И.
Н. Горелова: «Самое удивительное в том,
что писатель-мастер умеет, взяв обычные,
всем известные слова, показать, сколько
оттенков смысла скрывается и открывается
в его мыслях и чувствах». Обычным,
всем известным словом в речи никого не
удивишь. А вот когда за дело берется
писатель-мастер, оно приобретает «столько
оттенков смысла», открывает новые мысли
и чувства. Обращаюсь к тексту В.П.Катаева,
в котором рассказывается об «уроке»
овладения словом, данном И.Буниным.
В предложение 14 известный писатель
предлагает своему юному собеседнику
описать вьющийся куст. И тут же дает ему
пример, как это сделать. И.Бунин, используя
олицетворение, говорит, что эти красные
цветы хотят «заглянуть» в комнату, «
посмотреть»… Казалось бы, обычные
слова! А перед нами этот вьющийся куст
предстает ярко и красочно. Автор
воспринял урок известного писателя. В
предложении 28 он, рассуждая о поэзии,
говорит, что ему не надо ее, поэзию, «
выковыривать»! Слово явно несет на себе
печать просторечия, но почему-то не
вызывает ни раздражения, ни усмешки. И
все потому, что писатель придал ему не
известное значение «ковыряя, вынуть»,
а значение « разыскивать», «искать». Таким
образом, на примере этого текста
убеждаюсь: сколько оттенков смысла
скрывается и открывается в каждом
обыденном слове, когда оно попадает в
руки писателя-мастера!
27. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания советского
поэта М. В. Исаковского: «Я понял, что
человек может знать великое множество
слов, может совершенно правильно писать
их и так же правильно сочетать их в
предложении. Всему этому учит нас
грамматика».
Чему учит нас грамматика? Знанию форм
слов, их значений, правильному правописанию,
соединению слов в словосочетания и
предложения. Обратимся к тексту Ю.Т.
Грибова.
Например, в предложении 6 слово «природа»
требует, чтобы прилагательные «вечный»
и «неизменный» встали в краткую форму
единственного числа и женского
рода.Помогает им в этом окончание –а-.
Именно оно в этих словах является
языковым средством, служащим для
выражения грамматического значения и
способствующим связи слов в
предложении. Знания грамматики лежат
в основе грамотного письма. Так, в
предложении 2 автор использует слово
«медленно», в котором человек, не знающий
правила, мог бы сделать ошибку. Но ,помня,
что в наречиях пишется столько –н-,
сколько в полном прилагательном, мы
напишем в этом случае –нн-. Могу сделать
вывод, что прав был советский поэт М. В.
Исаковский, утверждавший, что знания
грамматики помогают нам грамотно писать
слова, «правильно сочетать их в
предложении».
28. Напишите -
сочинение рассуждение, раскрывая смысл
высказывания русского лингвиста М. В.
Панова: «Язык подобен многоэтажному
зданию. Его этажи – единицы: звук,
морфема, слово, словосочетание,
предложение… И каждая из них занимает
своё место в системе, каждая выполняет
свою работу». Как М. В.Панов всю
языковую систему сравнивает с многоэтажным
зданием, так я представляю ее наподобие
матрешки: самая маленькая куколка –
звук, затем кукла-морфема, потом слово
и так далее. Но каждая из них «занимает
свое место», решает свою функцию в речи.
Приведу примеры из текста Ю.В.Сергеева.
Во-первых, остановлюсь на звуке,
фонетической единице. В предложении 26
автор использует слово «Стеньки»
(Разина). Представим, что при наборе
текста не обозначили мягкость согласного
звука «н», и получилось бы, что герой
Гриничка пел песни об удалой …Стенке…Можем
сделать вывод: якобы пропущенный по
чьей-то вине в этом предложении мягкий
знак изменил не только слово, но и смысл
предложения. Во-вторых, обращусь к
кукле-морфеме в моей матрешке. Так, в
предложении 18 автор использует не
однокоренные слова: «сказка» и «сказ»,
а разные лексические единицы, которые,
благодаря одной только морфеме (суффиксу-
к-), приобретают свое смысловое
значение. Следовательно, всякий житель
моей языковой матрешки не только занимает
свое место в речевой системе, но и играет
строго определенную роль.
24.
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания современного лингвиста
Г.Я.Солганика: «Художник мыслит образами,
он рисует, показывает, изображает. В
этом и заключается специфика языка
художественной литературы». Особенность
языка художественного произведения
заключается в том, что писатель стремится
к живости, наглядности, красочности
описаний и действий и добивается этого,
благодаря богатству и образности
русского языка. Приведу примеры из
текста В. П. Астафьева.
Образность речи очень часто достигается
при употреблении слов в переносном
значении. Так, в предложении 15 автор,
утверждая, что у рябинки есть душа,
использует олицетворение «услышала,
приманила и накормила прихотливых
лакомок-птичек». Этим примером художник
слова наглядно изображает полюбившееся
ему деревце. Но не только тропы помогают
писателю «мыслить образами». Одним из
условий мастерства художника является
наблюдательность и его эмоциональность.
Вот, подметив, что медуница и календула
исчезли из его огорода, он находит этому
объяснение: «худое слово», обращенное
к растениям его тетей (предложение 21),
изгнало растения. Как ярко нарисована
В.П.Астафьевым сцена, когда рассказчик
просит прощения у оставшегося на огороде
единственного цветка! Таким образом,
могу сделать вывод, что специфика языка
художественного произведения состоит
из умения писателя не только увидеть,
подметить что-то в реальной жизни, но
и, подчеркнув характерные детали,
нарисовать образ, используя и тропы, и
особенности словообразования, и
эмоциональность лексики.
25.
Напишите - сочинение рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
писателя и публициста Н.Г.Чернышевского:
«Правила синтаксиса определяют логические
отношения между словами, а состав
лексикона соответствует знаниям народа,
свидетельствует о его образе жизни». Слова,
свидетельствующие о знаниях и образе
жизни народа, соединяются друг с другом
в речи посредством определенных
логических отношений, образуя
словосочетания и предложения. Приведу
примеры из текста А. С. Баркова.
Так, в простом предложении 3 все слова
согласованы между собой по смыслу и
грамматически. Сказуемое «проспать»
стоит в форме глагола второго лица,
единственного числа. Дополнение,
выраженное именем существительным
«красота», и определение, выраженное
местоимением «вся», логическиупотреблены
в форме винительного падежа, единственного
числа, женского рода. А вот слово «соня»,
являющееся обращением, как и положено
по правилам синтаксиса, стоит в
именительном падеже. Одним из примеров
богатства лексикона в этом тексте считаю
использование автором в предложении
34 не словосочетания «березовый лес»
или« серебряные березы», а «серебряный
березняк», включающее в себя просторечное
слово «березняк» и эпитет «серебряный»,
которое отражает любовь народа к
белоствольным красавицам. Таким
образом, не могу не согласиться с
высказыванием Н.Г.Чернышевского, который
утверждал, что «…правила синтаксиса
определяют логические отношения между
словами, а состав лексикона соответствует
знаниям народа, свидетельствует о его
образе жизни».
|