Пояснительная
записка
Рабочая программа по русскому
языку для 5-х классов класса разработана
на основе
федерального компонента
государственного стандарта общего
образования (Примерные
программы основного общего
образования. Русский язык. — 2-е изд. —
М., 2010. — (Стандарты второго поколения),
Программы по русскому (родному) языку,
5—9 классы, авторы программы: М. М.
Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос,
В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие
программы. Русский язык. 5–9 классы»,
сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2012).
Данная программа представляет
собой практический курс русского языка
для учащихся, получающих образование
по УМК следующих авторов: Р а з у м о в с
к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с
В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 5
класс / под ред. М.2
М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа учитывает
основные идеи и положения программы
развития и
формирования универсальных
учебных действий для основного общего
образования,
преемственность с примерными
программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие
всех основных видов деятельности
обучаемых, программа имеет особенности,
обусловленные, во-первых, предметным
содержанием системы общего среднего
образования; во-вторых, психологическими
и возрастными особенностями обучаемых.
Цели обучения русскому
языку:
- воспитание уважения к
родному языку, сознательного отношения
к нему как явлению
культуры; осмысление родного
языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических
норм, принятых в обществе; осознание
эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком
как средством общения в повседневной
жизни и учебной
деятельности; развитие
готовности и способности к речевому
взаимодействию и
взаимопониманию, потребности
в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными
действиями (умения формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять
речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников,
включая СМИ и Интернет; осуществлять
информационную переработку текста и
др.);
- освоение знаний об устройстве
языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических
ресурсах и основных нормах русского
литературного языка; развитие способности
опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые
факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой
деятельности, правилами использования
языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального
словарного запаса;
расширение объема используемых
в речи грамматических средств;
совершенствование
способности применять
приобретенные знания, умения и навыки
в процессе речевого
общения в учебной деятельности
и повседневной жизни.
Общая характеристика
предмета «Русский язык»
Данная программа отражает
обязательное для усвоения в основной
школе содержание
обучения русскому языку и
реализует основные идеи стандарта
второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения
выделяются коммуникативные умения,
связанные с различными
видами учебной речевой
деятельности: чтением, восприятием
устного и письменного высказывания и
его анализом, воспроизведением текста
(устным и письменным), созданием
высказывания (устного и письменного),
совершенствованием устного и письменного
высказывания. Содержание обучения
связной речи (объём знаний и основных
умений) изложено в отдельном блоке,
однако предполагается, что изучаться
материалы этого раздела будут на
протяжении всего учебного года
определёнными порциями, перемежающимися
с языковыми темами курса.
Речевая направленность
курса усилена и в языковых разделах:
ставится задача развития умений говорить
на лингвистические темы, понимать
лингвистический текст; читать и говорить,
соблюдая интонацию, отвечающую содержанию
речи и особенностям грамматического
строя (тексты с обращениями, однородными
членами, обособлениями и т. д.). Программа
нацеливает и на усиление семантического
аспекта в изучении фактов и явлений
языка.
Важный аспект в обучении —
формирование у учащихся чуткости к
богатству и
выразительности родной
речи, гордости за родной язык, интереса
к его изучению. Этому способствует
внимание к эстетической функции родного
языка, знакомство с изобразительными
возможностями изучаемых единиц языка,
наблюдение за использованием разнообразных
языковых средств в лучших образцах
художественной литературы, в которых
наиболее полно проявляется изобразительная
сила русской речи.
Структура курса: 5—е классы
имеют морфолого-орфографическую
направленность,
включают в содержание
обучения вводный курс синтаксиса и
пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику
и словообразование. Особым этапом в
обучении рассматривается 5 класс. Его
можно оценить как стартовый по отношению
к систематическому курсу русского
языка.
Рабочая программа нацеливает
не только на формирование навыков
анализа языка,
способности классифицировать
языковые явления и факты, но и на
воспитание речевой
культуры, на формирование
таких жизненно важных умений, как
использование различных видов чтения,
информационной переработки текстов,
различных форм поиска информации и
разных способов передачи её в соответствии
с коммуникативной задачей, речевой
ситуацией, нормами литературного языка
и этическими нормами общения. В
соответствии с целью обучения усиливается
и речевая направленность курса.
Теоретическую основу
обучения связной речи составляют
речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность,
относительная законченность высказывания
(тема, основная мысль), формальная
связность (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений);
членение текста на абзацы, строение
абзаца;
2) стили речи: разговорный,
научный, деловой, публицистический,
художественный;
3) функционально-смысловые
типы речи: описание, повествование,
рассуждение и их
разновидности — типовые
фрагменты текста: описание предмета,
описание места, описание состояния
природы, описание состояния человека,
оценка предметов, их свойств, явлений,
событий. Умения связной речи отобраны
и сгруппированы с учётом характера
учебной речевой деятельности.
Данная программа отражает
не только обязательное содержание
обучения русскому языку, но и дополнительное,
углубляющее и расширяющее.
Место предмета «Русский
язык» в учебном плане МОУ-СОШ № 4 г.
Дмитрова
Данная программа рассчитана
на 175 ч, предусмотренных в Федеральном
базисном
(образовательном) учебном
плане для образовательных учреждений
Российской Федерации ( 5 часов в неделю,
35 учебных недель).
Таким
образом, в данной программе реализованы
современные подходы к проектированию
учебного содержания: ориентир на
взаимосвязанное формирование
лингвистической, языковой, коммуникативной
и культурологической компетенций; на
развитие всех видов речевой деятельности,
формирование навыков чтения-понимания,
выразительного чтения, письма, работы
с научной информацией, представленной
в разных
видах; реализация принципов
индивидуализации, уровневой дифференциации,
использование коммуникативно-ориентированных
упражнений, стимулирующих познавательную
и творческую активность учащихся, а
также способствующих совершенствованию
коммуникативной компетенции на всех
этапах обучения, в том числе и при
обучении языковым темам курса.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения
русского языка.
Личностные результаты
освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка
как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической
ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной
культуры; стремлене к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного
запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
результаты освоения
русского (родного) языка:
1) владение всеми видами
речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание
информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки,
темы текста, основной мысли; основной
и дополнительной информации);
- владение разными видами
чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на
слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать
информацию из различных источников,
включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой,
в том числе и на
электронных носителях;
- овладение приёмами отбора
и систематизации материала на определённую
тему; умение вести самостоятельный
поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
- способность определять
цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и
коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые
результаты и
адекватно формулировать
их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить
прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ,
конспект, аннотация);
- умение создавать устные
и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учётом замысла, адресата
и ситуации общения;
- способность свободно,
правильно излагать свои мысли в устной
и письменной форме,
соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать своё отношение к
фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитан- ному,
услышанному, увиденному;
-
владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями
и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике
речевого общения основных орфоэпических,
лексических,
грамматических, стилистических
норм современного русского литературного
языка;
соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
- способность участвовать
в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику
в процессе речевого общения;
- осуществление речевого
самоконтроля в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике
речевого общения; способность оценивать
свою речь с точки зрения её содержания,
зыкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные тексты; -
выступление перед аудиторией сверстников
с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретённых
знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной
язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков
анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи, участия
в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные
результаты
освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных
функциях языка; о роли русского языка
как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального
общения; о связи языка и культуры народа;
роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного
языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных
знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий
лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог, диалог
и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры
научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной
речи; функционально- смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы
языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка; основными
нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и
использование их в своей
речевой практике при создании устных
и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ
основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа
слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения;
многоаспектный анализ текста с точки
зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств
языка;
8) понимание
коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической
функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание программы
направлено на достижение указанных
результатов обучения. Они конкретизированы
по классам в разделе «Планируемые
результаты изучения учебного предмета»
в подразделах «Коммуникативные умения»
и «Предметные результаты обучения».
Содержание
основного общего образования по русскому
языку
О ЯЗЫКЕ
- 5 ч.
Язык как
система средств (языковых единиц).
Значение языка в жизни человека.
Лингвистика как наука о языке. Высказывания
великих людей о русском языке. Выдающиеся
лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ -
42 ч.
Р е ч ь
как использование языковых средств для
общения людей (речевая деятельность).
Речевая ситуация — условия, необходимые
для речевого общения: наличие собеседника,
мотива, потребности в общении, предмета
речи, общего языка. Речь устная и
письменная, диалогическая и монологическая.
Культура речевого общения. Речевой
этикет.
Т е к с т
как продукт речевой деятельности —
речевое произведение. Основные признаки
текста: членимость, смысловая цельность,
формальная связность, относительная
законченность (автономность) высказывания.
Тема и основная мысль текста; микротемы,
план текста; деление текста на абзацы,
строение абзаца: зачин, средняя часть,
концовка. Развитие мысли в тексте;
«данное» и «новое» в предложениях
текста.
С т и л и
р е ч и, понятие о стилистически значимой
речевой ситуации; речь разговорная и
книжная, художественная и научно-деловая;
характеристика разговорного и
художественного стилей речи с учётом
особенностей речевой ситуации, в которой
используются данные стили (сфера
употребления, коммуникативная функция,
характерные языковые средства).
Т и п ы
р е ч и: повествование, описание,
рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание
предмета, рассуждение-доказательство,
оценочные суждения (типовое значение,
схема построения, способы выражения
«данного» и «нового» в предложениях
фрагмента). Способы соединения фрагментов
в целом тексте.
ЯЗЫК.
ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ – 25 ч.
ФОНЕТИКА,
ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10 ч.)
Предмет
изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический
слог. Русское словесное ударение и его
особенности. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие, глухие и
звонкие. Парные и непарные согласные
звуки. Элементы фонетической транскрипции.
Фонетический разбор слова. Предмет
изучения орфоэпии. Основные правила
произношения звуков речи: ударных и
безударных гласных; согласных звуков
и их сочетаний, отдельных грамматических
форм. Произношение заимствованных слов.
Орфоэпический разбор слова. Предмет
изучения графики. Алфавит. Правильное
название букв алфавита. Соотношение
звуков и букв. Звуковое значение букв
е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы.
Буква ё и её обязательное использование
в письменной речи. Орфоэпический словарь
и использование его в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО.
ОРФОГРАФИЯ (10 ч.)
Значение
письма в жизни общества. Предмет изучения
орфографии. Понятие орфограммы.
Основные
виды изученных орфограмм гласных и
согласных корня. Употребление на письме
буквенных
сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн,
чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться
в глаголах. Буква ь после шипящих в конце
имён существительных и глаголов. Не с
глаголами. Орфографический словарь и
его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И
ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (2 ч.)
Предмет
изучения морфемики. Морфема как
минимальная значимая единица слова.
Корень;
смысловая
общность однокоренных слов. Приставка
и суффикс как значимые части слова.
Основа слова. Окончание как морфема,
образующая форму слова. Нулевое окончание.
Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (3 ч.)
Предмет
изучения морфологии. Классификация
частей речи русского языка. Самостоятельные
части речи, их основные признаки.
Склонение и спряжение. Служебные части
речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ
КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС
И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) – 23 ч.
Предмет
изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое
слова в
словосочетании.
Предложение как единица синтаксиса.
Грамматическая основа. Виды
предложений
по цели высказывания (повествовательные,
побудительные, вопросительные).
Восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце
предложения. Интонация и порядок слов
в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространённые и
нераспространённые. Главные члены
предложения. Второстепенные члены
предложения: дополнение, определение,
обстоятельство. Тире между подлежащим
и сказуемым, выраженными существительными
в именительном падеже. Предложения с
однородными членами (без союзов и с
союзами а, но, одиночным и). Запятая между
однородными членами. Обобщающее слово
перед однородными членами. Двоеточие
и тире при обобщающих словах. Обращение.
Знаки препинания при обращении. Сложные
предложения с бессоюзной и союзной
связью. Понятие о сложносочинённом и
сложноподчинённом предложении. Запятая
между частями сложного предложения
перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому
что, если и др. Прямая речь после слов
автора и перед словами автора. Знаки
препинания при прямой речи. Диалог и
его оформление на письме. Выдающиеся
лингвисты: А. М. Пешковский. Культура
речи. Правильное определение границ
предложений в тексте. Соблюдение
интонации повествовательных, вопросительных
и восклицательных предложений. Соблюдение
правильной интонации в предложениях с
однородными членами. Наблюдение за
использованием в художественных текстах
изучаемых синтаксических конструкций,
усиливающих образность и эмоциональность
речи.
ЛЕКСИКА.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ - 19 ч.
Предмет
изуения лексики. Слово и его лексическое
значение. Основные способы толкования
лексического
значения слова: краткое объяснение
значения в толковом словаре; подбор
синонимов, антонимов, однокоренных
слов. Этикетные слова как особая
лексическая группа. Знакомство с толковым
словарём и его использование в речевой
практике. Взаимосвязь лексического
значения, морфемного строения и написания
слова. Слова однозначные и многозначные.
Прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слова как основа
создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета. Слова-синонимы,
антонимы (повторение). Омонимы. Пути
пополнения словарного состава русского
языка: словообразование и заимствование
слов из других языков. Слова исконно
русские и заимствованные. Понятие о
механизме образования слов в русском
языке. Основные способы образования
слов: приставочный, суффиксальный,
сложение. Чередование гласных и согласных
в морфемах при образовании слова и его
форм. Словообразовательная модель как
схема построения слов определённой
части речи, имеющих общность в значении
и строении. Неологизмы как новые слова,
построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з/ с. Правописание
корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-.
Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы
и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова,
имеющие ограниченную сферу употребления
(диалектизмы, профессионализмы).
Устаревшие слова. Фразеологизмы; их
стилистическая принадлежность и основные
функции в речи. Толковый словарь и его
использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура
речи. Точное и уместное употребление
слов в речи в соответствии с их лексическим
значением, стилистической и эмоциональной
окраской. Предупреждение речевых ошибок,
связанных с неоправданным повтором
слов. Наблюдение за использованием в
художественном тексте синонимов,
антонимов, омонимов; слов в переносном
значении для создания тропов (метафор,
олицетворений, эпитетов); диалектизмов,
устаревших слов и фразеологических
оборотов. Текстовая функция лексического
повтора.
МОРФОЛОГИЯ.
ПРАВОПИСАНИЕ. – 47 ч.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)
ГЛАГОЛ
(17 ч.)
Глагол
как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки,
роль в
предложении.
Начальная форма (инфинитив). Основные
способы образования глаголов.
Правописание
не с глаголами (закрепление). Возвратные
глаголы. Правописание -тся и -ться в
глаголах (закрепление). Виды глаголов.
Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-;
-тир- // -тер- и др.), их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо
и число. Спряжение.
Правописание
безударных личных окончаний глагола.
Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).
Сослагательное наклонение; значение,
образование, правописание. Повелительное
наклонение; значение, образование,
правописание. Безличные глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой
практике лингвистических словарей
разных типов. Культура речи. Правильное
использование в речи видовременных
форм. Верное произношение отдельных
глагольных форм. Употребление в
художественном тексте одного времени
вместо другого, одного наклонения вместо
другого с целью повышения образности
и эмоциональности. Глагольная синонимия
в художественных текстах (наблюдение
и анализ ). Употребление глаголов в
переносном значении. Текстовая функция
видо-временных форм.
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17 ч.)
Имя
существительное как часть речи: общее
грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная
форма. Основные способы образования
имён существительных. Правила употребления
при письме суффиксов -чик (-щик), -ек
(-ик). Правила слитного и раздельного
написания не с именами существительными.
Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые; собственные и
нарицательные. Правила употребления
прописной буквы при написании имён
существительных. Род имён существительных.
Существительные общего рода; род
неизменяемых имён существительных.
Число имён существительных. Существительные,
имеющие форму только
единственного
или только множественного числа. Падеж.
Склонение имён существительных.
Разносклоняемые
и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имён
существительных. Развитие навыков
использования в речевой практике
словарей разных типов. Культура речи.
Правильное согласование в роде со
словами типа бандероль, вуаль, лазурь,
кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение
родовой принадлежности неизменяемых
существительных (шимпанзе, кенгуру,
шоссе). Правильное образование некоторых
грамматических форм: пара носков, пара
чулок; группа грузин, бурят и др.
Произношение согласных перед е в
заимствованных словах (типа ателье,
термин), правильное ударение в
существительных (типа километр,
обеспечение, щавель и др.); терминов
русского языка. Имена существительные
в художественном тексте: их образная и
экспрессивная роль. Текстовая функция
имён существительных со значением
«целое и его части».
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч.)