Уголок филолога Евсеевой Светланы Ивановны
Воскресенье, 17.11.2024, 05:22
Категории раздела
Педагоги [2]
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Филологический уголок

     

    Уголок филолога - страница помощи своим коллегам.

     

                                                                                     Средства выразительности

     

     

    Название

    Определение

    Пример

    Для чего употребляется

    Эпитет

    образное определение предмета, лица, явления (выражено чаще прилагательным)

    буйный ветер, томительная повесть ночи, на севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна

    Передает отношение автора

    Сравнение

    Сопоставление одного предмета с другим (чаще с помощью союзов как, будто, словно, точно, как будто и др.; Тв. п. сущ.; сравн. ст. прил.) )

    Анчар, как грозный часовой, // Стоит, один во всей вселенной…
    Он бежал быстрее ветра.

    Помогает точнее представить предмет, его конкретные признаки

    Метафора

    Скрытое сравнение на основе переноса свойств одного предмета на другой по принципу их сходства

    Костер рябины красной; живая колесница мирозданья; жизни гибельный пожар; лениво дышит полдень

    Позволяет заметить общие черты предметов, явлений, событий; придает картине загадочность, таинственность

    Олицетворение

    Перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия

    Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом.

    Благодаря ему природа предстает перед читателем как живое существо (=оживляет картину)

    Метонимия

    Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности 1) между содержанием и содержимым; 2) между автором и произведением;
    3) между действием и орудием этого действия; 4) между предметом и материалом, из которого он сделан
    1)Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
    2)Читал охотно Апулея, // А Цицерона не читал
    3)Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
    4)Фарфор и бронза на столе,// И, чувств изнеженных отрада, // Духи в граненном хрустале

    Помогает точнее описать предмет, создает особую атмосферу

    Синекдоха

    Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

    И слышно было до рассвета, // Как ликовал француз

    Приводит в движение мысль и воображение читателя

    Перифраз

    Замена названия предмета или явления описанием их признаков

    Петербург – город на Неве, северная Венеция, северная столица; врачи – люди в белых халатах

    Придает тексту возвышенное, торжественное звучание. Может быть использован для создания комического эффекта

    Гипербола

    Преувеличение

    Я вас не видел тысячу лет.

    Усиливает выразительность образа, позволяет выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску

    Литота

    Преуменьшение

    Мужичок с ноготок

    Аллегория

    Иносказание

    На аллегории основана басня (лиса – аллегория хитрости, волк – злобы и жадности)

    Придает загадочность, таинственность, погружает читателя в размышление

    Ирония

    Скрытая насмешка

    Позвольте Вам не позволить!

    Передает отношение автора

    Градация

    Последовательное усиление или ослабление признака

    Не жалею, не зову, не плачу, //Все пройдет …

    Привлечение внимания читателя

    Антитеза

    Противопоставление

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

    Усиливает выразительность речи

    Оксюморон

    Сочетание не сочетаемых по смыслу слов

    Горькая радость, ужасно красивый, пышное природы увяданье

    Создает новое понятие или представление

    Аллитерация

    Повторение согласных звуков

    Люблю грозу в начале мая, // Когда весенний первый гром, // Как бы резвяся и играя, // Грохочет в небе голубом.

    Имитируют звуки окружающего мира

    Ассонанс

    Повторение гласных звуков

    Дыша духами и туманами, она садится у окна

    Риторический вопрос

    Вопрос, не требующий ответа

    Знаете ли вы украинскую ночь? Русь-тройка, куда несешься ты?

    Заставляют читателя задуматься над проблемой, привлекают внимание

    Риторическое обращение

    Обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи

    Человек! Будь осторожен!
    Родная земля! Прости и прими нас!

    Помогает выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику

    Лексический повтор

    Повторение какого-либо слова или сочетания слов

    Душа, душа, спала и ты!

    Выделяет наиболее значимые слова

    Анафора

    Единоначалие, повтор слова в начале стихотворной стоки или фразы

    Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем…

    Выделяет наиболее значимые слова

    Синтаксический параллелизм

    Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

    По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.

    Подчеркивает композиционное единство текста, связь предложений в тексте

    Инверсия

    Обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим; определение после определяемого слова; обстоятельство после главного слова)

    Роняет лет багряный свой убор.
     
    На севере диком стоит одиноко…

    Выделяет наиболее значимые слова

    Парцелляция

    Пауза в неполном предложении

    Легко скрывать ненависть, труднее – любовь.

    Выделяет наиболее значимые слова

    Цитирование

    Высказывания известных людей

    По словам Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно».

    Делает текст более доказательным

    Ряды однородных членов

    Однородные члены предложения

    И ум, и красота, и сила блекнут перед сердечной добротой.

    Конкретизируют картину, помогают детализировать изображение

     

    Copyright MyCorp © 2024