Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
(задания части В)
Задания части В. Текст № 1 Прочитайте
текст и выполните задания В1—В8.
(1)Любовь к родному краю, к родной
культуре, к родному селу или городу,
к родной речи начинается с малого —
с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно
расширяясь, переходит в любовь к своей
стране — к ее истории, ее прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству,
к человеческой культуре. (З)Истинный
патриотизм — это первая ступень к
действенному интернационализму.
(4)Когда я хочу себе представить
истинный интернационализм, я воображаю
себя смотрящим на нашу Землю из
мирового пространства. (5) Крошечная
планета, на которой мы все живем,
бесконечно дорогая нам и такая одинокая
среди галактик, отдаленных друг от
друга миллионами световых лет!
(6)Человек живет в определенной
окружающей среде. (7)Загрязнение среды
делает его больным, угрожает его
жизни, грозит гибелью человечеству.
(8)Всем известны те гигантские, усилия,
которые пред-принимаются нашим
государством, отдельными странами,
учеными, общественными деятелями,
чтобы спасти от загрязнения воздух,
водоемы, леса, чтобы охранить животный
мир нашей планеты, спасти становища
перелетных птиц, лежбища морских
животных. (9)Человечество тратит
миллиарды и миллиарды не только на
то, чтобы не задохнуться, не погибнуть,
но чтобы сохранить также при¬роду,
дающую людям возможность эстетического
и нравственного отдыха. (10)Целительная
сила природы хорошо известна.
(11)Наука, которая занимается охраной
и восстановлением окружающей природы,
называется экологией и как дисциплина
начинает уже сейчас преподаваться в
университетах. (Д. Лихачев) Ответы
к заданиям В1—ВЗ запишите словами. В1. Из предложения 7 выпишите слова,
образованные суффиксальным способом.
В2. Из предложения 2 выпишите
деепричастие. ВЗ. Определите вид
подчинительной связи в словосочетании
его жизни (предложение 7). Ответы к
заданиям В4—В8 запишите цифрами. В4.
Среди предложений 1—3 найдите простое
предложение с составным именным
сказуемым. Напишите номер этого
предложения. В5. Среди предложений
9—11 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого
предложения. В6. Среди предложений
6—10 найдите сложное предложение с
последовательным подчинением частей.
Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1—3 найдите
такое, которое соединяется с предыдущим
при помощи лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии,
составленной на основе текста, который
вы анализировали, выполняя задания
В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков
цифры, соответствующие номеру термина
из списка. В8. «Любовь к Родине, в
самом глубоком понимании этого,
начинается с любви к своим близким
людям. Любовь к Родине считается —
и, видимо, вполне справедливо —
неотъемлемой чертой русского
национального характера. Вся русская
литература и поэзия пронизана любовью
к России. Для русского человека
характерно очень личное и от¬крытое
эмоциональное отношение к родине-матушке,
к святому отечеству. Именно о такой
любви и пишет Д. Лихачев. Убедительность
его словам придают такие синтаксические
средства, как ... («к родному краю, к
родной культуре, к родному селу...» в
предложении 1) и ... (предложение 5).
Выразительность и эмоциональность
речи придают такие средства, как ...
(«родному в предложении 1, «истинный»
в предложении 3, «целительная» в
предложении 10), ... («экологией» в
предложении 11)».
Список терминов:
1)
риторическое восклицание 2) ряды
однородных членов 3) вводные слова
4) термины 5) эпитеты 6) метафора
7) слова высокого стиля 8) повтор
9) анафора
Задания части В. Текст
№ 2 Прочитайте текст и выполните
задания В1—В8. (1)У
каждого человека самая яркая пора —
детство. (2)Все, что связано с детством,
кажется потом прекрасным. (З)Человека
всю жизнь манит эта золотая, но, увы,
недоступная больше страна — остаются
одни воспоминания, но какие сладкие,
какие ненасытные, как они будоражат
душу! (4)Даже невзгоды, перенесенные
в детстве, не представляются потом
ужасными, но окрашиваются в смягчающий,
примиряющий свет. (5)Например, моя жена
и ее родные в детстве перенесли голод.
(6)Они ели тогда какие-то ужасные,
черные, как земля, клеклые блины из
полусгнившей сырой картошки. (7)И вот
теперь, когда за витринами магазинов
лежат греческие маслины, копченая
рыба, куропатки и даже мясо кальмаров,
высшим лакомством для жены остаются
эти картофельные оладьи. (8)Они, правда,
какие-то немножко не те, несмотря на
то что у нее золотые руки и она готовит
их сама. (9) Но это лишь потому, что
слишком свежа картошка. (10)Ничего не
поделаешь. (11)Воспоминание детства.
(12)Но ведь детство было и у человечества
в целом. (13)Ничего нельзя было купить
в магазине, не существовало стольких
кафе, ресторанов, магазинов с доставкой
продуктов на дом. (14)Все, от лесного
ореха до мяса мамонта, от рыбины до
гриба, приходилось добывать самому.
(15)В те времена охота, рыболовство,
собирание даров леса, в том числе и
грибов, было не забавой, не увлечением
чудаков, но бы¬том, повседневностью,
жизнью. (1,6)Точно так же, как детство
просто человека это не игра в куклы
или солдатиков, но период жизни
до¬вольно суровый и ответственный,
ибо именно в детстве формируется
характер человека, именно в детстве
его постигают всякие неожиданности,
способные оборвать довольно слабенькую
в то время ниточку жизни. (17)То, что
страшно яблоневому ростку, не страшно
взрослой и крепкой яблоне. (18)Конечно,
добывание себе пищи в первобытные
времена было суровой необходимостью,
а не забавой. (19)Но теперь, когда прошли
века и добыча пищи состоит не в том,
чтобы стрелять дичь, а в том, чтобы
стоять у станка или сидеть в канцелярии,
теперь воспоминания о суровой заре
человечества, живущие в глубинах
человеческого существа, окрашены для
нас в золотистую романтическую милую
дымку. (20)Итак, я считаю, что страсть
к охоте, к рыбалке, к грибам есть не
что иное, как смутное воспоминание
детства человечества, потому что
сладка и желанна эта страсть. (21)Можно,
оказывается, как бы возвратиться в
то самое, прежнее состояние, когда ты
один в лесу или на реке и только от
тебя самого, от умения, ловкости,
смекалки зависит, добудешь или не
добудешь тетерева, щуку, корзину
рыжиков или боровиков. (22)Чудесное
состояние... (В. Солоухин) Ответы
к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Из предложения 15
выпишите слова, образованные
суффиксальным способом. В2. Из
предложения 19 выпишите все причастия.
ВЗ. Определите вид подчинительной
связи в словосочетании перенесённые
в детстве (предлож. 4). Ответы
к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений
7—13 найдите сложное, в состав которого
входит односоставное безличное
предложение. Напишите номер этого
предложения. В5. Среди предложений
15—17 найдите предложение с обособленным
определением. Напишите номер этого
предложения. В6. Среди предложений
18—20 найдите сложное с сочинительной
и подчинительной связью. Напишите
номер этого предложения. В7. Среди
предложений 5—11 найдите такие, которые
соединяюся с предыдущими при помощи
личного местоимения. Напишите но¬мера
этих предложений. Прочитайте
фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который вы анализировали,
выполняя задания В1—В7. В этом
фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из
списка. В8. «Детство многие называют
прекрасной, золотой порой. Многие
мечтают опять вернуться в то время и
оставаться там. И это не удивительно...
Никаких проблем и забот, все тебя
любят и лелеют. Но каждый понимает
недоступность нового посещения этой
страны детства. Об этой удивительной
поре пишет и В. Солоухин. Эмоциональность
и выразительность его речи придают
такие синтаксические средства, как
... («кафе, ресторанов, магазинов» в
предложении 13; «охота, рыболовство»
в предложении 15), ... («итак» в предложении
20, «конечно» в предложении 18). Речь
автора богата ... («сладкие», «ненасытные»
в предложении 3)».
Список
терминов: 1) междометия
2) повтор 3) цитаты 4) вводные
слова 5) риторические вопросы 6)
эпитеты 7) метафора 8) риторическое
восклицание 9) ряды однородных
членов
Задания части В. Текст №
3. Прочитайте текст и выполните задания
В1—В8. (1)Экологию нельзя ограничивать
только задачами сохранения природной
биологической среды. (2)Для жизни
человека не менее важна среда, созданная
культурой его предков и им самим.
(3)Сохранение культурной среды —
задача не менее существенная, чем
сохранение окружающей природы. (4)Если
природа необходима человеку для его
биологической жизни, то культурная
среда столь же необходима для его
духовной, нравственной жизни, для его
«духовной оседлости», для его
привязанности к родным местам, для
его нравствен¬ной самодисциплины и
социальности. (5)А между тем вопрос о
нравственной экологии не только не
изучается, он даже и не поставлен
нашей наукой как нечто целое и жизненно
важное для человека. (б)Изучаются
отдельные виды культуры и остатки
культурного прошлого, вопросы
реставрации памятников и их сохранения,
но не изучается нравственное значение
и влияние на человека всей культурной
среды во всех ее взаимосвязях, хотя
сам факт воспитательного воздействия
на человека его окружения ни у кого
не вызывает ни малейшего сомнения.
(7)Человек воспитывается в определенной,
сложившейся в течение многих веков
культурной среде, незаметно вбирая
в себя не только современность, но и
прошлое своих предков. (8)История
открывает ему окно в мир, и не только
окно, но и двери, даже врата, (9)Улицы,
площади, каналы, дома, парки напоминают,
тихо напоминают. (10)Ненавязчиво и
ненастойчиво творения прошлого, в
которые вложены талант и любовь
поколений, входят в человека, становясь
материалом прекрасного. (11)0н учится
уважению к предкам, чувству долга
перед потомками. (12)И тогда прошлое и
будущее становятся неразрывными для
него, ибо каждое поколение — это как
бы связующее звено во времени.
(13)Любящий свою родину человек не
может не испытывать нравственной
ответственности перед людьми будущего,
чьи духовные запросы будут все множится
и возрастать. (14)Если человек не
любит хотя бы изредка смотреть на
старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в
саду, который они возделывали, в вещах,
которые им принадлежали, — значит,
он не любит их. (15)Если человек не любит
старые улицы, старые дома, пусть даже
и плохонькие, — значит, у него нет
любви к своему городу. (1б)Если человек
равнодушен к памятникам истории своей
страны — он, как правило, равнодушен
и к своей стране. (Д. Лихачев) Ответы
к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Из предложения 1 выпишите
слова, образованные суффиксальным
способом. В2. Из предложения 8 выпишите
предлог. ВЗ. Определите вид
подчинительной связи в словосочетании
виды культуры (предложение 6). Ответы
к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 1—4 найдите
простое односоставное безличное
предложение. Напишите номер этого
предложения. В5. Среди предложений
6—8 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого
предложения. В6. Среди предложений
1—6 найдите сложное с сочинительной
и подчинительной связью. Напишите
номер, этого предложения. В7. Среди
предложений 1—4 найдите такое, которое
соединяется с предыдущим при помощи
союза и лексического повтора. Напишите
номер этого предложения. Прочитайте
фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который вы анализировали,
выполняя задания В1—В7. В этом
фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из
списка В8. «Сегодня все больше пишут
об опасной экологической обстановке,
о загрязнении окружающей среды. Д.
Лихачев призывает нас за¬думаться о
сохранении не только экологической,
но и культурной среды, которая не
менее важна и не менее уязвима. Для
большей вырази¬тельности и убедительности
автор использует такие синтаксические
средства, как ... («улицы, площадки,
каналы, парки» в предложении 9), а также
прибегает к использованию ... («духовной»,
«нравственной» в предложении 4), ...
(«окно в мир» в предложении 8)». Список
терминов: 1) риторические вопросы
2) эпитеты 3) синонимы 4) риторическое
восклицание 5) ряды однородных
членов 6) междометия 7) повтор 8)
метафора 9) вводные слова Задания
части В. Текст № 4.
Прочитайте текст и выполните
задания В1—В8. (1) Мы поговорим о
читателе. (2)О нем говорят редко и мало.
(3)А между тем читатель — лицо
незаменимое. (4)Без него не только наши
книги, но и все произведения Гомера,
Данте, Шекспира, Гете, Пушкина — всего
лишь немая и мёртвая груда бумаги.
(5)0тдельные читатели могут иной раз
ошибочно судить о книгах, но за
Читателем в большом, собирательном
значении этого слова — и притом на
протяжении более или менее
продолжительного периода времени —
всегда остается последнее слово в
оценке литературного произведения.
(6)Правда, оценка книги, утвердившаяся
на известный срок, очень часто меняется.
(7)Какая-нибудь будка, расположенная
вблизи, может заслонить башню, стоящую
вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем
этот обман зрения и начинаем представлять
себе литературные ве¬личины в более
правильных масштабах. (9)Время идет,
одно поколение сменяет другое, и
каждое из них по-своему оценивает
дошедшее до него литературное
наследство. (10)И если прозаик или поэт
сохраняют свое значение и вес в течение
веков, то это объясняется не тем, что
они были однажды зачислены в ряды
гениев и классиков или увековечены
воздвигнутыми в их честь монументами,
а тем, что и новые поколения признают
их ценными и нужными для жизни. (11)А
бывают случаи, когда книга, мирно
лежащая у нас на полке, постепенно и
незаметно теряет свое обаяние. (12)Она
как бы уничтожается, сливаясь с
другими, ей подобными. (13)Решает
судьбу книги живой человек, читатель.
(14)Все струны, которыми по-своему
владеет автор, есть в сердцах у
читателей, (15)Иных струн у автора нет.
(16)В зависимости от качества игры на
этих струнах они отзываются в душах
людей то глухо, то звонко, то громко,
то тихо. (С. Маршак)
Ответы к заданиям В1—ВЗ
запишите словами. В1. Из предложения
14 выпишите слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложения 10 выпишите
производный предлог. ВЗ. Определите
вид подчинительной связи в словосочетании
произведения Гомера (предложение 4).
Ответы к заданиям В4—В8 запишите
цифрами. В4. Среди предложений 1—7
найдите простое односоставное
не¬определенно-личное предложение.
Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 8—11 найдите
предложение с необособленным
распространенным определением.
Напишите номер этого предложения. *
В6. Среди предложений 12—16 найдите
сложноподчиненное предложение, в
состав которого входит придаточное
определительное. На¬пишите номер
этого предложения. В7. Среди
предложений 10—14 найдите такое, которое
соединяется с предыдущим
при помощи личного местоимения.
Напишите но¬мер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии,
составленной на основе текста, который
вы анализировали, выполняя задания
В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков
цифры, соответствующие номеру термина
из списка. В8. «Мало кто говорит о
читателе, хотя именно он в большей
сте¬пени определяет судьбу каждой
книги. С.Я. Маршак — один из немногих,
кто подчеркнул незаменимость читателя.
Под этим словом «читатель» он понимает
одновременно и каждого из нас, и то
обобщенное понятие «читатель», которое
и оказывает влияние на дальнейшую
судь¬бу каждого произведения. Сделать
речь убедительной и яркой помогают
такие средства, как ... («правда» в
предложении б), ... («то глухо, то звонко,
то громко» в предложении 16) и ...
(«собирательное, продолжи¬тельный»
в предложении 5)».
Список терминов:
1) риторическое восклицание
2) ряды однородных членов 3)
междометия 4) фразеологизмы 5)
сравнение 6) вводные слова . 7)
риторические вопросы 8) эпитеты 9)
синонимы
Задания части В. Текст №
5 Прочитайте текст и выполните
задания В1—В8. (1)У каждого поколения
есть причины сетовать на свое время
и потому, что благословенных времен
у истории не бывает, и потому, что чаще
всего благословенными кажутся чужие
времена. (2)В пере¬ломные периоды
особенно обостряется массовое чувство
обделенности, а вместе с ним — и тоска
о золотых веках, в которых посчастли¬вилось
жить предшественникам. (3) Между тем
последние вовсе и не подозревали, что
им несказанно повезло и что они станут
объектами зависти для потомков. (4)
Как раз наоборот: завидовали грядущим
поколениям. (5)Вспомним хотя бы В.Г.
Белинского, мечтавшего увидеть Россию
через сто лет, то есть аккурат в 1941
году! (6)Человечество в некотором
смысле разрывается между ностальгией
по «счастливому прошлому» и мечтами
о «светлом, будущем». (7)Сегодня
многие россияне клянут доставшуюся
им жизнь, и не без оснований. (8)Власть
предержащие и партии, стремящиеся
стать таковой, предлагают народу себя
в качестве символа веры и пастырей,
знающих кратчайший путь к счастью.
(9)Они обещают быстро сделать то, что
требует немало времени по определению,
независимо от нали¬чия или отсутствия
принципиальной возможности выполнить
это обещание. (10)В конечном счете это
— призыв к терпению и ориен¬тации на
грядущее. (11)Историку в отличие от
политиков нечего предложить обществу
в утешение, разве что кошмары минувшего
ве¬ка, по сравнению с которым нынешние
горести могут показаться не столь
безысходными. (12)Правда, XX век памятен
и другими явления-ми, достойными
сбережения и необратимого воплощения
в действи¬тельность. (13)Их утрата
вызывает только сожаление. (14)Однако
люди уже не хотят жить ни благостным
прошлым, ни обетованным будущим.
(15)Они хотят просто жить — без войн,
по¬трясений и нищеты. (16)Жить сейчас,
в каждую единицу времени, в каждом
участке пространства, в каждом закоулке
человеческого бы¬тия. (17)Это нисколько
не мешает их стремлению познать свою
эпоху и, конечно, заглянуть вперед,
через годы, десятилетия, века. (18)Право
на свободные размышления о том, что
было, есть и будет, имеет любой человек.
(В. Дегоев) Ответы к заданиям В1—ВЗ
запишите словами. В1. Из предложения
18 выпишите слова, образованные
суффик¬сальным способом. В2. Из
предложений 10—12 выпишите все
производные предлоги. ВЗ. Определите
вид подчинительной связи в словосочетании
от¬сутствие возможности (предложение
9). Ответы к заданиям В4—В8 запишите
цифрами. В4. Среди предложений 1—3
найдите сложные, в состав которых
входит односоставное безличное.
Напишите номера этих предложе¬ний.
В5. Среди предложений 11—13 найдите
предложение с обособлен¬ным
определением. Напишите номер этого
предложения. В6. Среди предложений
1—4 найдите сложные с однородным
под¬чинением. Напишите номера этих
предложений. В7. Среди предложений
7—9 найдите такое, которое соединяется
с предыдущим при помощи местоимения.
Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии,
составленной на основе текста, который
вы анализировали, выполняя задания
В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии,
пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков
цифры, соответствующие номеру термина
из списка. В8. «Так уж на Руси повелось,
что вера в светлое будущее своей
страны, своего народа воплощалась в
феноменальных свершениях на по¬ле
брани и на трудовом поприще. Каждый
народ хотел для себя чего-то большего
и лучшего, но не находил его ни в
прошлом, ни в настоящем, а иногда и в
будущем. В. Дегоев замечает, что люди
«хотят просто жить», что подразумевает
жизнь без войн и нищеты, жизнь, где
они по¬знают свою историю и гордятся
ею. Речь В. Дегоева делают богатой и
убедительной такие средства, как ...
(«благословенных» в предложении 1,
«массовое», «золотых» в предложении
2), ... («без войн, потрясений и нищеты»
в предложении 15), ... («конечно» в
предложении 17)».
Список терминов: 1)
эпитеты 2) синонимы 3) риторическое
восклицание 4) ряды однородных
членов 5) метафора 6) фразеологизмы
7) цитаты 8) вводные слова 9)
риторические вопросы Ответы к
части В