В чем проявляется подлинная
любовь родителей к детям (детей к
родителям)?
1.И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое
произведение, в котором показана
проблема непонимания между старшим и
младшим поколениями. Евгений Базаров
чувствует себя чужим и старшим Кирсановым,
и своим родителям. И, хотя по собственному
признанию, любит их, своим отношением
приносит им огорчения.
2.Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство»,
«Отрочество», «Юность». Стремясь познать
мир, стать взрослым, Николенька Иртенев
постепенно познает мир, понимает, что
многое в нём несовершенно, сталкивается
с непониманием старших, сам порой
обижает их (главы «Классы», «Наталья
Савишна»)
3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка
Настя, Живя в Ленинграде получает
телеграмму о том, что её мать больна,
но дела, которые кажутся ей важными, не
позволяют её поехать к матери. Когда
же она, осознав величину возможной
потери, приезжает в деревню, оказывается
слишком поздно: матери уже нет…
Проблема любви/ревности,
дружбы/предательства.
1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».
3. И С. Тургенев. «Отцы и дети».
4. И А. Гончаров. «Обломов».
Проблема восприятия искусства.
Проблема восприятия красоты.
Что такое истинная красота? Что поможет
воспитать эстетический вкус чело¬века?
Проблема духовности в искусстве.
Проблема экологии культуры. Почему
следует беречь памятники культуры?
1. Статьи Д. Лихачева.
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
Проблема развития и сохранения
русского языка. Что такое хорошая речь?
И. С. Тургенев «Русский язык»
Как уберечь мир от экологической
катастрофы?
1.В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».
Остров, на котором веками жили люди,
хотят затопить. Рядом с проблемами
экологии встают проблемы нравственного
характера, исторической памяти.
2.М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор
Персиков случайно вместо больших кур
выводит гигантских гадов, которые
грозят цивилизации.
«Собачье сердце». Профессор Преображенский
пересаживает собаке Шарику часть мозга
человека, превращая вполне симпатичного
пса в отвратительного Полиграфа
Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно
вмешиваться в природу!
Проблема жестокости и
гуманизма по отношению к животным.
1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение
к лошадям.
2. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо».
3. С. Есенин «Песнь о собаке»
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Влияние природы на человека.
Почему не каждый человек воспринимает
красоту природы?
1.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа
в них .
Проблема сложности
взаимоотношений людей (гуманное
отношение к окружающим людям, равнодушие
к судьбе другого человека, нравственная
ответственность человека перед другими
людьми).
1.А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист
поневоле», Онегин равнодушен к судьбам
других людей, делает несчастливыми и
самого себя, и других людей.
2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».
3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка
Настя, Живя в Ленинграде получает
телеграмму о том, что её мать больна,
но дела, которые кажутся ей важными, не
позволяют её поехать к матери. Когда
же она, осознав величину возможной
потери, приезжает в деревню, оказывается
слишком поздно: матери уже нет…
4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир
тайком появляется в окрестностях родной
деревни. Его жена Мария пытается спасти
его, но людская молва страшнее:
преследуемая односельчанами, понимая,
что загнана обстоятельствами в тупик
(она бремена, выдать мужа не может, но
и жить во лжи страшно), Мария кончает
жизнь самоубийством. Она самоотверженна,
муж труслив и эгоистичен.
5.В. Быков «Сотников». Проблема
нравственного выбора: что лучше –
спасти свою жизнь ценой предательства
(как это делает герой повести Рыбак)
или умереть не героем (никто не узнает
о героической смерти Сотникова), но
умереть с достоинством. Сотников делает
непростой нравственный выбор: гибнет,
сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения.
Каким должен быть хороший
учитель (ученик)?
1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество»,
«Юность». Автобиографическая трилогия
Л. Толстого, главный герой Николенька
Иртенев постигает мир взрослых, пытается
анализировать свои и чужие поступки.
2. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Трудные предвоенные годы сибирской
деревни. Формирование личности героя
под влиянием доброты бабушки и деда.
3. В. Г Распутин «Уроки французского».
Формирование личности главного героя
в трудные военные годы. Роль учительницы,
её душевной щедрости в жизни мальчика.
Жажда знаний, нравственная стойкость,
чувство собственного достоинства героя
повести.
4. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг
Геракла». Влияние учителя на формирование
детского характера.
5. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже
в летописных источниках проблемам
воспитания уделялось огромное влияние:
в «Поучении» говорится о вечных
нравственных ценностях, о любви к
родине, уважении к старшим, о необходимости
доброты, верности…
6. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из
важнейших частей романа раскрываются
проблемы воспитания: в «Сне Обломова»
показано, как атмосфера лени, нежелания
трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
7. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая
глава романа посвящена проблеме
формирования характера Онегина.
Отсутствие цели в жизни, привычки
трудиться формируют «лишнего человека»,
«эгоиста поневоле».
8. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Отсутствие цели в жизни, привычки
трудиться формируют «лишнего человека»,
«эгоиста поневоле». Печорин сам осознает
свой эгоизм, признается, что всем
приносит несчастье. Таким его сделало
воспитание.
Значимость труда в жизни
человека.
1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша
и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ
оставшиеся без родителей, упорным
трудом заслужили уважение односельчан.
2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном
мире». Машинист Мальцев всецело предан
труду, своей любимой профессии. Во время
грозы ослеп, но преданность друга,
любовь к избранной профессии совершают
чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь
обретает зрение.
3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
Главная героиня всю жизнь привыкла
трудиться, помогать другим людям и хотя
не нажила никаких благ, остаётся чистой
душой, праведницей.
Проблема патриотизма. Что
такое подлинный и мнимый патриотизм?
1.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из
центральных проблем романа – истинный
и ложный патриотизм. Любимые герои
Толстого не говорят высоких слов о
любви к родине, они во имя её совершают
поступки: аташа Ростова, не раздумывая,
уговаривает мать отдать подводы раненым
под Бородино, Князь Андрей Болконский
получает смертельное ранения на
Бородинском поле. Но подлинный патриотизм,
по мнению Толстого, в простых русских
людях, солдатах, которые в минуту
смертельной опасности отдают жизнь за
Родину.
2. Большинство книг о войне: М. Шолохов
«Судьба человека», «Они сражались за
Родину»
Негативные процессы, связанные
с использованием языка / проблема
сохранения чистоты языка
Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом
своими вечерами доме Анны Павловны
Шерер не услышишь русскую речь.
Великосветское общество в то время
разговаривало на смеси русского и
французского, их речь пестрила штампами,
которые лишь обедняли русский язык.
Положительные процессы,
связанные с изменением языка.
1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В
жизни идет нескончаемая череда поколений.
Каждое новое поколение несло с собой
свой временный опыт, закрепляя его в
языке. Если бы язык не развивался, а
воспроизводил лишь прежние образцы,
человечество не имело бы истории. Язык
движется сквозь пространство и время,
сохраняя в памяти человечества все,
что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон
однажды сказал: «язык – это город, на
построение которого каждый живший на
земле человек принес свой камень».
Духовное совершенствование человека
1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе
множества сюжетов об Андрее Болконском,
Пьере Безухове, Наташе Ростовой –
духовные искания, попытки определения
своего места в жизни, что ведет,
непосредственно к самосовершенствованию,
нравственному взрослению (Болконский
и Безухов – испытания на войне, Ростова
– любовь к Болконскому, его смерть).
2) Достоевский «Преступление и наказание».
Раскольников проходит огромный путь
от уверенного в своей правоте человека,
человека-одиночки к социально развитой
личности, в чем ему особенно помогает
Библия, которую он читает, будучи в
заключении.
Приобщение людей к чтению, роль книги
в жизни человека Чингиз Айтматов в
одном из своих художественных произведений
писал, что книга «выступает одним из
звеньев в духовной связи людей, заставляет
их возвращаться к своим истокам,
контактировать с настоящим, прошлым и
будущим», поэтому так важно приобщаться
к чтению.
Низкое качество современной литературы
Рассуждая о вкусах читателей, которые
выбирают в качестве настольной книги
произведения Достоевского, Пушкина,
Толстого, Чингиз Айтматов надеется на
то, чтобы не было плохих книг, чтобы не
разрушалось то представление, которое
создается после прочтения творений
классиков.
Проблема духовности в современном
мире Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Петербург Достоевского -
это город-гигант, в котором люди
постепенно утрачивают все лучшие
душевные качества. Картины нищеты,
надругательство над личностью, человека
ожидают социальные и материальные
тупики, порождающие трагедии. Отсутствие
такой категории, как духовность, приводит
к безысходности.
Проблема нравственной прочности
человека, совести Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание». В центре
романа – преступление, идеологическое
убийство. Попытка ответить на вопрос
– имеет ли человек моральное право
преступить закон, выше ли он других
людей? Раскольников преступил закон,
свою совесть, нравственные устои. Но
душевные муки, страдания усугубляются
в момент убийства и многократно
увеличиваются после него.
Проблема назначения искусства,
понятие о шедевре, его роли в жизни
человека
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
В романе представлены два направления
– писатели МАССОЛИТА, которые «творили»
на заказ, и Мастер, который создал
настоящий шедевр. Недаром в конце романа
Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
Проблема ощущения родины, памяти о ней,
родном доме Л.Н. Толстой «Война и мир».
Обстановка в доме Ростовых – радушие
и гостеприимство, теплота взаимоотношений
и такт. А это так часто необходимо
человеку – чувствовать, что есть место,
где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь
сердцем и душой.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» -
живущие на Матере старики понимают,
что такое родина. Они связывают это
понятие с памятью, совестью, верой.
Затопив остров, люди лишают этих стариков
корней, связи с прошлым, с домом.
А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень».
Пушкин стремился донести до сознания
читателей, что возможны новые отношения
человека с природой. Природа помогает
преодолеть повседневность
В чем заключается смысл жизни
человека?
1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск
смысла жизни молодым героем, «лишний
человек» - человек, не привыкший
трудиться.
2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего
времени». Несчастье Печорина, пол его
собственному признанию, непонимание
смысла своей жизни, он говорит, что
чувствовал в своей душе силы, но не
знал, к чему их приложить, не сумел найти
им применения.
3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший,
добрый, талантливый человек Илья Обломов
не сумел преодолеть себя, не раскрыл
своих лучших черт. Отсутствие высокой
цели в жизни ведёт к нравственной
смерти. Даже любовь не смогла спасти
Обломова.
4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное
в лучших героях романа -Андрее Болконском
и Пьере Безухове – стремление к
нравственному самосовершенствованию,
Стремление «быть вполне хорошим,
приносить добро людям.
5.В. Быков «Сотников». Проблема
нравственного выбора: что лучше –
спасти свою жизнь ценой предательства
(как это делает герой повести Рыбак)
или умереть не героем (никто не узнает
о героической смерти Сотникова), но
умереть с достоинством. Сотников делает
непростой нравственный выбор: гибнет,
сохранив человеческий облик.
Тема чести
одна из основных в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». На эту тему
указывает эпиграф произведения: «Береги
честь смолоду». Отец главного героя,
Петра Гринева, дает сыну наказ служить
честно, начальству не угождать, а
главное, беречь свою дворянскую честь.
Петр уезжает на службу в армию, где
становится непосредственным участником
страшных событий – пугачевского бунта.
Проблема доброты, всепрощения
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Образ
Иешуа -образ Иисуса Христа, несущего в
себе идею подлинной доброты и всепрощения.
Он обо всех людях, даже о тех, кто несет
ему боль и страдания, говорит, «добрый
человек», прокуратора Иудеи, обрекшего
его на мучительную смерть, он прощает,
уходя с ним в вечность.
Проблема ответственности
за свои дела. Образ прокуратора
Иудеи символизирует то, как человек
может быть наказан за трусость. Из-за
трусости он невинного Иешуа отправляет
на казнь, на страшные муки, за что
страдает и на земле, и в вечной жизни.